Все Интересное Для Вас

ПРАЗДНИКИ

ФОТО, ВИДЕО, МУЗЫКА

ЭТО ПОЛЕЗНО

 


 

Благодарственные письма. Записки. Извинения. Конверт. Напоминания. О числе и полях в письме. Обращения и подписи. Письма личного характера. Письма деловые. Письмо. Просьбы и прошения. Рекомендательные письма. Поздравления. Просительные письма. Соболезнование. Сочувствие. Структура делового письма. Типы деловых писем. Уведомления, оповещение.

ПИСЬМА ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

Письма известных русских и зарубежных писателей, философов и святых отцов (в основном, частного характера) по истечении времени и с позволения их наследников публикуются и становятся достоянием общества, нации, истории.
Общеизвестные письма А. Пушкина,И. Тургенева, Л.Толстого, А. Чехова,Г Флобера, Г Мопассана и многих других замечательных людей вошли в сокровищницу человеческого духа и подвига в познании себя и окружающего мира.
Необыкновенно поучительны и эстетически великолепны письма Сенеки к Плинию; глубоки и возвышенны в своих тончайших духовных выкладках письма мирянам оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Открытые послания-письма святых апостолов Иакова, Петра и Павла, ставшие бессмертными, на протяжении многих веков указуют людям путь к Богу.
С античных времен в стиле эпистолярного жанра писались романы и поэмы. В России Н. Карамзин создал «Письма русского путешественника», где подобраны письма-дневники, которые составляют некую повесть, поток быстротекущей жизни; глубина, захватывающий сюжет, фабула самих писем, их философичность, полная жизненных наблюдений, в какой-то мере сопоставимы с «Опытами» Ми­шеля Монтеня. Здесь же следует упомянуть «Письма к сыну» Филипа Честер-филда — книгу эстетически-нравственной направленности и практических советов о том, как вести себя в жизни и обществе молодому человеку. Если вы интересуетесь Востоком, то «Персидские письма» французского просветителя Ш. Монтескье расскажут вам о многом. Романы в письмах А. Пушкина, И. Тургенева, Ф. Достоевского создают атмосферу задушевности, искренности, редкой в ны­нешнем веке, а потому восполняют сей пробел, прекрасно исцеляют душу, возвращают ей целостность. Вообще, к нашему культурному наследию следует относиться бережно. Вдумайтесь, насколько мы богаты: у нас все есть, чтобы, с Божьей помощью, стать настоящими людьми, высокообразованными личностями.

Письмо А. Пушкина
Ф.Н. Глинке
21 ноября 1831 г. Из Петербурга в Тверь.
Милостивый государь Федор Николаевич,
Мы здесь затеяли в память нашего Дельвига издать последние Северные Цветы. Изо всех друзей только Вас да Баратынского не досчитались на поэтической тризне; именно тех двух поэтов, с коими, после лицейских его друзей, более всего был он связан. Мне говорят, будто Вы на меня сердиты; это не резон: сердце сердцем, а дружба дружбой. Хороши и те, которые ссорят нас Бог ведает какими сплетнями. С моей стороны, моим искренним уважением к Вам и Вашему прекрасному таланту я перед Вами совершенно чист. Надеюсь еще на Вашу благосклонность и на Ваши стихи. Может быть, увижу Вас скоро; по крайней мере приятно кончить мне письмо мое сим желанием. Весь Ваш без церемонии.

21 ноября Н.А. Пушкин
В этом письме исчерпывающая емкость и краткость сочетается у нашего гения с необычайной учтивостью этических норм.
У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные, интимные, а потому бесценные, которые он никому на свете не покажет, и хранятся они всю жизнь. Это могут быть письма от любимой девушки или же от любимого человека. «Только утро любви хорошо, хороши только первые встречи...» — писал Надсон. И если это «утро любви» закреплено словами в письме, чувство любви становится как бы предметным, а письмо — необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви.
Письма от отца или матери всегда исполнены бесконечной любви и бескорыстной доброты, всепоглощающего беспокойства за свое детище, чадо... Об этом можно писать книги, ибо мать — это сила, мать — это правда, мать — это любовь. Трудно, жалко такие письма куда-то девать, тем более жечь, как в стихотворении Ф.Тютчева или Пушкина: «...гори, письмо любви...».
В письмах А. С. Пушкина живет и дышит его время, его век; сегодня можно перечитать все книги по этикету, по этике и эстетике, но все равно так не напишешь, поскольку мы находимся в ином потоке времени. И тем не менее присутствует в письмах выучка (что невозможно не заметить в приведенном письме Глинке) и, безусловно, талант, гений поэта, чувствующего слово так, что сам он стал во веки веков словом.
В этом письме Пушкина отразились его характер и культура, натура и необычайно сильная, именно пушкинская, черта: поэт ценил дружбу беззаветно.
«Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руках мужчины, который не приходится ей сродни или который еще не совершенный старик, — говорится в книге «Жизнь в свете, дома и при дворе» (изд. «Журнала мод», 1890). — При отправлении в путешествие уехавший пишет первый. Оставшийся отвеча­ет, не откладывая этого очень долго.
Письма всегда начинают ответом на полученное письмо, а если такового не было, то несколькими словами, относящимися к последнему свиданию корреспондирующих лиц: следует писать о том лице, которому предназначается письмо, и касаться предметов, могущих интересовать его, затем уже можно сообщить о самом себе, описать свою обстановку и препровождение времени, в заключение снова обратиться к личности корреспондента, расспросить о различных обстоятельствах, имеющих к нему отношение, и затем выразить желание скорого свидания.
Руководствуясь желанием как можно меньше говорить о самом себе, не следует, однако, впадать в крайность и, как делают многие, наполнять свое письмо одними лишь повторениями письма своего корреспондента.
Мы видели письма в высшей степени достойных людей, содержавшие приблизительно следующее:
«В вашем последнем письме вы сообщаете об отъезде вашем в М, где, по-видимому, вы очень приятно провели время. Вы пользовались там такими-то и такими-то удовольствиями, и говорите, что с сожалением покидаете это место, так как боитесь чувствовать себя слишком одиноким на морских купаньях в И, и пр...»
Словом, это точная копия полученного письма!
В деловых ответах обыкновенно в первых строках повторяют содержание полученного письма, но в частной корреспонденции это не имеет смысла и не делается.
Чтобы заинтересовать своего корреспондента, нужно выражать свое мнение, обсуждать написанное им, вести живую беседу, потом рассказывать о том, что ему неизвестно, и удовлетворить его любопытство, сообщая о собственных делах.
«Письмо ваше должно открыть мне вашу душу, а не вашу библиотеку», — сказала мадам де Севинье.
В переписке нужно избегать острот и двусмысленностей и должно весьма смягчать выражения; письменная передача мыслей имеет большой недостаток, не обладая свойством передачи тона голоса и выражения лица пишущего. А всякий из нас знает, какое огромное значение имеют в разговоре тон и взгляд. Можно прочитать одну и ту же фразу десятью разными тонами, и каждый раз она будет иметь новый смысл.
Поэтому нужно писать с величайшей осмотрительностью и весьма снисходительно относиться к получаемым нами письмам.
К тому же иные слова говорятся на ветер, и от них не остается следов, а «то, что написано пером, не вырубишь топором».
Осторожный человек никогда не решится письменно злословить кому-либо и никогда не позволит себе высказать слишком резкие мнения, могущие впоследствии повредить ему.
Если бы люди были благоразумны, то прежде чем отослать письмо, каждый спрашивал бы себя: может ли это его письмо быть прочитано вслух всенародно, без того, чтобы ему не пришлось покраснеть за что-нибудь, написанное в нем. Слишком много писания губит людей чаще, чем слишком большая болтовня. Поэтому хитрецы всегда пишут мало, а откровенные, простые люди пишут много, за что им иногда приходится расплачиваться очень серьезно.
Женщина не должна переписываться с мужчиной, который ей не муж и не близкий родственник.
Наверное, многие из наших читательниц найдут возражение на это строгое правило, так как корреспонденция их с какой-нибудь яркой звездой мужской интеллигенции, естественно, доставляет им большое удовольствие: быть Беттиной какого-либо современного Гёте — это сладкая мечта многих экзальтированных головок. Очевидно, что очень часто можно перешагнуть за пределы светских обычаев и в силу своей безупречной нравственности предаваться совершенно невинному и чисто интеллектуальному наслаждению. Но для того чтобы презреть эти, часто весьма мелочные, законы светской жизни, прежде всего нужно быть вполне независимой, т.е. не иметь ни мужа, ни детей, ни семьи и не бояться уронить себя в общественном мнении, что было бы крайне тяжело в провинции и не особенно приятно где бы то ни было. Мы пишем это не для тех особ, которые желают поступать по-своему, но, напротив, для тех, которые желают научиться жить по законам общества, и потому вынуждены повторить, что уважающая себя женщина не должна переписываться с мужчиной.
В письмах следует избегать громких, напыщенных фраз и выражений, уместных в книге, но смешных и притязательных в обыкновенной корреспонденции.
Почерк, складывание письма, форма, качество и вид бумаги — все эти мелочи определяют возраст, положение и характер пишущего.
Слог свидетельствует о его такте и светскости. Письмо должно быть написано чисто, опрятно, четко, без помарок, которые, однако, допускаются в переписке между близкими друзьями.
Вручая кому-нибудь рекомендательное письмо или поручая письмо для передачи, приличие требует, чтобы письма эти не запечатывались».
В «Хорошем тоне (1892)» читаем: «Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.
В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т.е. такой тон, который вполне верно согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с лицом, к которому пишем.
Нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом, во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старикам, в-третьих, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем: так, например, нетактично писать об удовольствиях особе, которая в это время удручена каким-либо горем; не следует похваляться веселием своей жизни и роскошью, окружающей нас, перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания.
Мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме; правило это должно быть соблюдаемо даже и в таком случае, когда он по своему положению в свете стоит гораздо выше ее.
Кто бы ни был тот, к кому мы пишем, никогда не надо выражать чувств, которых мы к нему вовсе не питаем.
Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что, коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло.
Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно.
Дети, в каком бы возрасте они ни были, находясь в разлуке с родными, должны писать родителям в Новый год, в именины и в дни рождения их.
Письмо служит для детей отрадным утешением в разлуке с родителями, так как дает им возможность хотя и заочно, но все-таки лично выразить те чувства, которыми исполнено их сердце.
Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия.
Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме ее не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.
Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным; лицо же, получившее это письмо, должно распечатать его на глазах доставившего.
Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, отражает нравственный облик пишущего, мерило его образования. Вот почему следует в переписке быть утонченно-остроумным и твердо помнящим ту святую истину, что по письмам люди метко заключают о нашем моральном достоинстве. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях выставляют пишущего в неприятном свете.
Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путем усиленной практики.
Тоном письма зовется направление, с каким письмо излагается по отношению к адресату. Тон бывает почтительный к старшим и влиятельным; шуточный — к равным себе; любезным — к низшим. Шаловливая игривость допускается только в переписке дружеской, дышащей неподдельной задушевностью и не сжимае­мой рамкой сдержанного этикета.
Об руку с тоном идет приличие, т.е. необходимость не выходить из границ вежливости и не вдаваться в сальность и двусмысленность, присущие натурам, испорченным дурными примерами. С такими субъектами переписка считается насколько оскорбительною, настолько и предосудительною.
Вежливость предписывает не задерживать ответного письма, чего всеми си­лами надо избегать.
Каждое письмо состоит из четырех частей, составляющих связную целость, удобную для чтения.

  1. Обращение — начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто именем, отчеством и фамилией.
  2. Вступление — начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределенно добесконечности, как неопределенны и многочисленны предметы рассуждения.
  4. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и проч. И собственноручной подписи.

Постскриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак Р.S.. и за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется в переписке с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами.
Как из приличия, так и из экономии, почтовая бумага легче писчей.
Всякая корреспонденция ведется на почтовой бумаге белого цвета. Бумага разноцветная, с виньетками и украшениями, употребляется при переписке с близкими родными.
Приличие требует, чтобы письмо было написано четко, во избежание затруднения читать его.
Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно, и потому оставляет без ответа своего корреспондента. В результате получаются три потери — труда, бумаги и денег на пересылку.
Конверты употребляются соответственно формату бумаги, которую складывают в два раза, без перегибов на четыре части.
Письма бывают 3-х родов:
1) простое;
2)заказное;
3) если посылаются деньги, денежное.
В каждом письме ставится дата, то есть значение месяца, числа, а иногда и года, когда оно написано. В бумагах деловых дата выставляется наверху, с правой стороны, а в письмах — под подписью, с левой стороны.
Похитить тайну письма, распечатать его — низко и недостойно честного человека. Нечестно также поступит тот, кто, найдя чужое письмо открытым, воспользуется случаем и прочтет его.
Приличие, нарушать которое никогда не следует, требует, чтобы ни одно письмо, адресованное кому-либо, не было этим лицом опубликовано без согласия на это писавшего письмо; правило это нужно соблюдать еще строже в том случае, когда письмо содержит какую-либо важную тайну или сообщение об обстоятельствах, компрометирующих чью-либо честь, оглашение которых могло бы причинить вред или неприятности тому, кто о них сообщает.

 

в начало

 

 

на главную

ИЗ ИСТОРИИ

СДЕЛАЙ САМ

ИНФОРМАЦИЯ

КОНТАКТЫ

 

 

 

 

 


Hosted by uCoz