Количество и качество — категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
Дом же является продолжением храма, не более; дом — это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.
Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.
Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы — молитвенное. Икона — это окно из мира горнего в наш мир — мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
Таким образом, икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.
Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор — своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?
На какието из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
Итак, где разместить иконы?
В свободном и доступном месте.
Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.
Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.
Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.
Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.
Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего — рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамлят полотенцами.
Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.
День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотконные полотна и полотенца.
Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.
После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.
Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля — это не каноническая икона.
В чем же разница между православной иконой и картиной?
Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объектвных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.
Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Икона — вне времени, вне господствующих вкусов, она — символ инобытия в нашем мире.
Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство — форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.
Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина — средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.
Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.
Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.
Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.
В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.
А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.
Какие иконы иметь дома?
Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.
Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим* — необходимы для дома, где живут православные христианине.
Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.
Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.
Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.
Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».
Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.
Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.
«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».
Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.
Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелъщанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери.
Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.
Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.
В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов — первоверховных Петра и Павла.
Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник — духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.
Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
В церкви — да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону мест почитаемого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.
Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери — слева (как в классическом иконостасе).
При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?
Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ — святыня для всех членов семьи.
Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.
По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.
Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.
Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» — свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ — само изображение, и первообраз — тот, кто изображен.
Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.
Крест — святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попе чение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...».*
Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.
В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.
Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...».
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.
Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.
Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения — это грех, который нужно исповедовать.
Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы — жители мира дольнего — всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обложению каждой души человеческой.
Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.