В этом Таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
Таинство Святого Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взял хлеб и благодарив преломил и подал ученикам, говоря: пришлите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, изливаемая во оставление грехов (Мф.: 26, 26—28). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.: 22,19).
Если христианин долго не причащается, то он духовно умирает, что подтверждается словами Самого Господа: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.: 6, 53-56).
Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святаго Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется евхаристией, что значит — благодарение.
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Сейчас христиан, живущих церковной жизнью, благословляют причащаться один раз в месяц, а также на двунадесятые и Богородичные праздники.
К Таинству Св. Причащения необходимо готовиться. Следует внимательно рассмотреть свою жизнь со времени последнего Причащения, попоститься, по возможности побывать в храме. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.
С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи, т.е. мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.
Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в тишине, размышлении, в чтении духовных книг.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения.
Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Святому Причащению. Можно исповедаться и утром, но — до начала Божественной Литургии.
Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов.
Есть благочестивый обычай — с вечера, после исповеди, до Причастия не вкушать никакой пищи, не пить даже воды. Курящим необходимо воздержаться от курения. Безусловно, запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей с самого раннего возраста.
После пения «Отче наш» нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святых Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить.
Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие.
До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.
В день причащения необходимо особенно тщательно хранить уста: не грызть семечек, орехов, не плевать. Во всем хранить умеренность; не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.
Все это обязательно и для детей с семи лет.
Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило. Оно состоит из чтения трех канонов — Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также канона ко Святому Причащению и молитв ко Святому Причащению.