Почитание святых икон занимает важное место в православном благочестии. Ими украшаются как православные храмы, так и дома. Икона духовно связана с первообразом, изображенным на ней. Священное Предание сохранило для нас сведение о первом Нерукотворенном образе, возникновение которого связано еще со временем пребывания Спасителя на земле.
Едесский князь Авгарь, будучи тяжело и неизлечимо болен, просил живописца Ананию найти Христа и написать с Него портрет, так как много слышал об исцелениях, но не мог сам встретиться со Спасителем. Анания нашел Христа, но портрет не удавался, потому что лик Спасителя менялся чудесным образом. Тогда Господь попросил принести воды, умылся и отерся полотенцем, на котором просиял Его Пречистый лик. Он отдал Свой святой Лик на полотне живописцу. Так благословил наш Господь первую икону.
Первые же иконы Божией Матери написаны еще при Ее жизни евангелистом Лукой. Известно по Священному Преданию, что евангелист Лука написал три иконы Матери Божией, которые Она благословила и сказала: «Да будет с ними благодать Моя и Сына Моего». С этих икон евангелист Лука написал еще семьдесят копий. Промыслом Божиим в России оказались некоторые из этих древних икон, написанных святым Лукой. Например: Владимирская, Корсунская, Тихвинская, Смоленская. Святые иконы Божией Матери не раз спасали наше отечество от гибели. Истинный христианин рождается, вступает в брак и умирает с иконой. На Руси был обычай при рождении младенца заказывать икону по его росту. Такие иконы назывались родимыми, или мерными.
Мы легко узнаем на иконе того или иного святого. Никто не спутает святителя Николая с целителем Пантелеймоном. Это потому, что у нас в Церкви сохранилось много преданий о внешнем виде святых, довольно таких сведений и в житиях святых. Бывали случаи, когда святые являлись иконописцам или священникам Церкви и говорили, как их нужно изображать. Так, например, мученик Орест явился святителю Димитрию Ростовскому, святой Иоанн Яренгский — иконописцу, соловецкому иноку Феодориту; святитель Митрофан Воронежский — воронежскому живописцу. В начале VIII века Православная Церковь пережила ересь иконоборчества. Это восстание поднял император Лев Исаврянин. Много святых пострадало тогда, защищая и сохраняя для нас святую икону.